«Редактируем дизайном» Яна Уайта — восторг, восторг

Нам в Школе задали собрать промо-страницу, чтобы продать эту волшебную книгу. Да что там про нее писать, ее открыть на любой странице — сразу захочется. Теперь ищу ее в бумаге и выписываю из полностью крутой книги особенно крутые для меня моменты.

Про вовлечение

Есть страница, есть материал — элементы статьи: текст, заголовки, картинки. Есть читатель и его первая реакция. Слишком часто мы недооцениваем важность простоты, считает Ян: приколачиваем к странице материал, заливаем текст, потом пытаемся его «разбить» картинками. Вместо контроля над пространством и ведения читателя по полосе и по тексту мы искусственно создаем ему барьеры.

Есть 2 уровня редактирования, которые работают на вовлечение:
1. Быстро показываем ценность, выделяем самое важное, делаем заметным с первого взгляда.
2. Идем вглубь, расставляем акценты. Даем понять, где главное, а где второстепенное. Понимание, что что-то можно не читать, сделает читателю комфортно.

Пишите не слишком длинно, не слишком скромно, не слишком скучно. Вовлечь — значит добиться от читателя мгновенной реакции на материал.

Прочитать потом = прочитать никогда.

Подытожим: на вовлечение работают читательские привычки + ожидания + любопытство. Рассыпаем крючки, расставляем ловушки, затягиваем читателя внутрь материала. Неожиданно, но наиболее наглядными силками Ян считает слова, не картинки.

Крючки силки ловушки

Сочиняйте, в первую очередь, всё, что будет работать на вовлечение читателя: заголовки, подзаголовки, выноски и точки входа. Это заставит автора задуматься, ради чего он вообще делает материал. Хороший, притягательный макет полон смысла для каждого конкретного читателя. Каждая статья ловит на «что я с этого буду иметь?» и «как это влияет на мою жизнь?».

Заголовок

Самый важный элемент макета. Прокачиваем:
1. Активный глагол, чтобы читатель увидел в статье инструмент: действие — результат.
2. Волшебное слово «вы». Чтобы он подумал: — я?

Это не ново, но вот крутой и вечный совет: чтобы проверить эффективность заголовка, прочтите его вслух, а потом спросите: «Ну и что?». Если ответ: «И ничего» или «Так себе», значит, у вас не получилось.

Если материал не выстроен вокруг читательского эгоизма, его не прочитают. Тогда зачем писать?

вовлечене
Не удержалась, стащила картиночку про вовлечение) Почитайте внимательно: это еще 4 крутых совета

Иллюстрация

Вовлекает читателя, возбуждает эмоции и любопытство. Манипулируйте эмоциями читателя, чтобы добиться мгновенного понимания. Но не переигрывайте. Ян советует:

Утрируйте изображения с осторожностью, только если это поможет объяснить.

Замените длинное описание инфографикой. Читать не будут, рассматривать будут. Делайте картинки понятными.

Ставьте картинку над заголовком, так она отведет читателя к тексту на странице. Поставьте заголовок под картинкой, как если бы это была подпись. Тогда читатель естественно перейдет от рассматривания к чтению.

Никогда не оставляйте иллюстрации без подписей. И всегда ставьте подписи именно под картинкой — так привык читатель. Подписи притягивают любопытных и затягивают в материал, если они интересные. Там должна тоже быть наживка, что-то соблазнительное, что расскажет «что мне за это будет».
Никогда не заставляйте читателя искать пояснения где-то в другом месте. Это бесит.

Вывод: Не так важна красота страницы, как скорость и легкость понимания.

Точка входа

На каждой странице должна быть четкая и привлекательная точка входа. Доминантная, такая, которую невозможно пропустить.
Текст, картинка, диаграмма — что угодно, что остановит того, кто листает страницы.  Эта доминанта должна разу объяснить читателю тему, смысл, пользу материала. И зачем ему узнавать больше.

Текст

Короткие кусочки притягивают сильнее длинного полотна. Не так страшно читать их, они требуют меньше усилий и времени.
Колонки и подвалы делают из дополнительного материала отдельные заметки. Дайте каждому куску дополнительной инфы свой заголовок и картинку.

Структура

При быстром прочтении читатель должен все понять из заголовка, лида и подзаголовков.

Подзаголовки задают структуру текста. Они должны быть активно полезны: заметные, информативные, длинные.

Превратите издание в полезный справочник. Добавьте долгоиграющую пользу, чтобы его не выбросили. В контексте сайта: чтобы на него возвращались.

Вот небанальный пример: когда-то я писала о настольном теннисе одну-две новости в день. Много переводила с английского. И была очень частым гостем на сайте одного товарища, который собрал у себя короткий словарик настольнотеннисных терминов.

Пространство

Оно пластично, течет слева направо, помогает проще считывать смысл. И я обожаю эту книжку за такую мысль.

Большой текст  читают в два просмотра:
Первый просмотр — сканирование, жизненно важно сделать его интересным и информативным
Второй — чтение, тут роль играет информация, то есть содержание, текст

Когда вы начинаете обдумывать работу, учтите, что бумага для вас — не просто листы, из которых сделан ваш продукт. Гораздо важнее (хотя и тоньше) ее роль в качестве носителя пространства, в котором разместится все напечатанное. Замените бумагу на экран и посмотрите ниже:

пространство-фул
Пустота действует как пауза

«Не тратьте место зря», — 5 раз повторяет Ян, а потом мы видим вот такую страницу. То есть, вы понимаете: тратьте сколько угодно места. Но со смыслом.

Пытаться втиснуть в пространство страницы или экрана максим букв — это безумие. Ян говорит: «ложная экономия». Важно не сколько вы впихнули в страницу, а сколько осталось в голове у читателя.

Пространство помогает понимать материал.

Думайте горизонтально: последовательность страниц играет роль, разворот сильнее 1 страницы, журнал — это одна цепочка страниц. Совет работает и для текстов в вебе: думайте вертикально, если делаете одностраничник или лонгрид. Думайте цельно, когда работаете на многостраничным сайтом. И тут мы подходим к теме ритма.

На внимание читателя влияет то, что он только что увидел, и интерес к тому, что будет дальше. В хорошем продукте целое обязано делать больше, чем просто быть суммой частей. Пусть течение пространства — горизонтальное или вертикальное, неважно — работает на вас, усиливая общий эффект от продукта.

Умелые коммуникаторы используют четвертое измерение: время, чтобы создать ритм продукта и встроить в него сюрпризы, эмоциональные взлеты и падения.

Сетка

Планируйте несколько важных мест, остальное пусть останется спокойным.

Самое сильное впечатление производит одинокая гора, стоящая на равнине.

Равнина — это базовая сетка. Когда мы нарушаем эту базу, появляется возможность выделить особое место в длинном материале. Поставьте в стратегическое место что-то неожиданное, что разорвет ритм и точно запомнится. Разумно используйте такие сюрпризы — чередуйте их со спокойными блоками или страницами. Это только усилит эффект.

В основе дизайна многостраничного или «многокликового», как сказал автор, продукта лежит базовый ритм. Повторение одной и той же конструкции придает проекту лицо, помогает читателю разобраться в материале, почувствовать сравнительную важность разного материала.

Человек осваивается, привыкает, проще ориентируется и успокоенный залипает в материале. Сюрпризами и разрывом ритма мы управляем его вниманием, можем подвести к нужным действиям. Вроде, это всё хорошо и понятно, но есть минусы:

  • одни и те же ритмические рисунки делают разные сайты похожими друг на друга, вас могут не запомнить
  • стандартизация подменяет оригинальное творческое мышление дизайнеров и редакторов жесткими шаблонами. Они начинают думать, как «залить текст в колонки», а не как сделать классный материал для читателя. Такое избегание рисков скучно. Вы потеряете внимание.

Так что не бойтесь ломать стандартные схемы и придумывать каждый отдельный материал с чистого листа, отталкиваясь от смысла и задач конкретного текста.

Продукт остается целостным, если сохраняется его однородность в шрифтах, размерах и интерлиньяже.

Сетка помогает сочетать жесткость и свободу. Стандартные колонки делают страницу простой и привычной. Все их используют. При этом ничто не мешает объединять колонки, тем самым варьировать их ширину под конкретные редакторские задачи. Вариации размеров шрифта и ширины колонок создают разнообразие, помогают читателю понять материал, управляют вниманием, опять же.

Чем крупнее смотрится текст, тем более значим он в глазах читателя. Крошечный шрифт в узких колонках подойдет для неформальных мелочей. Варьируйте его с базой, будет интересно.

Не грех повторить базовое правило работы со шрифтами:

Чем крупнее шрифт — тем шире колонка
Чем длиннее строка — тем больше интерлиньяж

Я знаю это в теории, но на практике еще слабовато использую. Тренируюсь. Вот еще пара картинок с советами от автора:

волшебная верхняя отделять да
Самая полезная из направляющих линий — верхняя граница текста. Чем ниже вы ее опускаете, тем значимее страница в общем контексте. Отделять материалы друг от друга легче всего по вертикали. Пропустите между ними пару строк, и структура сразу станет очевидной.

Сетка должна стать не смирительной рубашкой, а полезным инструментом. Ничто не мешает компоновать издание на базе нескольких соотнесенных между собой сеток, каждая — для своей задачи.

Поля

В умелых руках и поля добавляют ценности продукту. Поля активно работают над впечатлением, которое производить продукт:

  • равномерная предсказуемость полей делает продукт более цельным, а чтение — более комфортным
  • узкие поля и много букв — снижают важность текста, его не будут читать
  • широкие поля делают то, что внутри уникальным, даже с оттенком роскоши. Например: представьте бриллиантовое кольцо, одно на бархатной подушечке.

Верстка навылет создает впечатление, что картинка уходит за края страницы, и этим привлекает внимание, усиливает впечатление от картинки. Поэтому стоит внимательно подумать, что ставить в вылет. Предмет — плохо, он имеет границы. Пейзаж — хорошо, он утащит за собой читателя.

рыхлая версткаОт рыхлой верстки как правило мало толку. Она просто рыхлая — и всё.

Отжимайте место из промежутков между элементами, объединяйте их в крупные фрагменты и «заворачивайте» в них текст и иллюстрации. Пусть пространство концентрирует элементы, из которых создана страница.

В этом месте я поняла, что всё полезное из книжки не выпишу. Там еще целое море советов про картинки, картинок с советами, примеров верстки, работы с любыми элементами материала, которые только можно вообразить. Очень круто, хочу в бумаге.

Мораль истории

Книга Яна Уайта научит смотреть на текст как на продукт. Это неприлично практичное руководство для дизайнеров и редакторов. Эту книжку дизайнер и редактор проекта должны перелистывать вместе, как влюбленные — меню в кафе, или первоклашки свежий любимый комикс. Тогда наступит мир, вечная весна и отличные продукты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *